Осушитель (ресивер) автокондиционера: особенности конструкции и функции элемента
Климат-контроль машины – это полностью герметичная система, которая для охлаждения воздуха использует хладагент. Попадание влаги в замкнутый круг чрезвычайно опасно, поскольку вода под воздействием низкой температуры быстро превращается в лед. Он закупоривает магистраль, нередко приводит к порывам и необходимости в дорогостоящем ремонте. Для удаления влаги устанавливают осушитель кондиционера. Это специальный фильтрующий элемент с функцией поглощения воды.
Дополнительно ресивер обеспечивает очистку хладагента, циркулирующего по трубам, от твердых частиц и примесей.
Устройство фильтра-рессивера
Конструкция элемента проста, но надежна. Это трубка, заполненная адсорбентом – гранулами синтетического цеолита, который способен быстро поглощать влагу. Для тех систем, что работают на хладагенте R134а, используют цеолит XH-9. Качественный ресивер кондиционера способен поглотить до 60 мл воды. Для контроля процесса протекания хладагента в корпусе сделано специальное прозрачное окно, через которое можно рассмотреть содержимое. Оно окрашивается в разные цвета и характеризует состояние осушителя:
- зеленый без пузырьков – нормальная работа;
- желтый – необходима замена, поскольку адсорбент впитал много влаги.
Пузырьки, которые появились в жидкости, свидетельствуют о том, что температура хладагента чрезвычайно высока или давление в системе снижено.
Устанавливают деталь между испарителем и конденсатором.
Функции осушителя
В климатических системах важны все элементы, в том числе ниппели автокондиционера и ресиверы. Последние используют для:
- сбора и удаления влаги, которая проникла внутрь;
- очистки хладагента от мелких посторонних включений;
- адсорбции кислот, солей и других соединений, которые могут образоваться в системе вследствие окисления компрессором хладагента и масла;
- аккумуляции хладагента с целью его дальнейшего испарения.
Осушитель используют для обеспечения безаварийной работы кондиционера. Он исключает вероятность негативных явлений, которые связаны с попаданием в замкнутый круг влаги. Именно вода способна образовывать ледяные пробки, которые препятствуют нормальной подачи масла.
Цеолин – это основной компонент ресивера. Именно он отвечает за адсорбцию влаги. Однако он способен впитывать ограниченной объем воды, потому деталь необходимо периодически менять. Она не подлежит восстановлению или ремонту. Не стоит промывать устройство или сушить его – это не даст никакого положительного эффекта.